История того, как одно рязанское село заплатило барину за свой выкуп из крепостной зависимости треть стоимости Аляски более-менее известна, потому что в село Ижевское, пытающемся заполучить бренд «самое богатое село России», (также как Вятское стало «самым красивым», Луховицы -«столицей огурца», а Коломна - «столицей русской пастилы», про которую в этой Коломне до 2008 года вообще никто не слышал), возят экскурсии – все-таки это на самом деле родина Циолковского и историю знаменитого выкупа на волю за много лет до отмены крепостного права, тоже никто не отменял.
А вот про то, что было до этого выкупа и как крестьяне так разбогатели, что в итоге смогли в середине XIX века отвалить за свою свободу ТРИ с лишним МИЛЛИОНА рублей известно уже меньше.
Потому что обычно же рассказывают что? То, что крестьяне в Ижевском были сплошь молодцы, занимались прибыльным бондарным промыслом – делали бочки на всю Россию. Вот и заработали миллионы. А барин был «лопух», брал с их небольшой оброк, хотя крестьяне зарабатывали большие деньги. Вот они и выкупились.
И в общем-то почти все так. Барина на самом деле в некотором роде обвели вокруг пальца. Потому что идею, как разбогатеть, крестьянам как раз подогнал их барин Николай Иванович Демидов.
Дело в том, что он по долгу службы регулярно бывал в южных портах, главным из которых тогда был Таганрог и там увидел, как сгружают вино, привезенное из Европы и переливают его в меньшую тару из огромных бочек на 120 ведер. Вино для развоза по российским городам разливали по бурдюкам, что было не совсем удобно.

Николай Иванович быстро смекнул, что было бы неплохо предложить бочки удобного размера под вино. Тем более, что в его имении Ижевское как раз имелись бочары. Вернувшись с юга, он приехал в имение и поинтересовался у приказчика, сколько в селе толковых бочаров и как бы их приспособить под интересное дело. Приказчиком был тот самый Антон Воронков, который потом буквально пинками станет загонять односельчан в проект по выкупу на волю.
Так и началось большое бондарское дело села Ижевского. Заготовки бочек делали на месте. Потом бочки разбирали, сплавлялись с ними вниз по матушке-Волге и переваливали на Дон, добирались до портовых городов и там на бондарнях собирали бочки под конкретные заказы. Поначалу, в первые годы, когда конкурентов у крестьян из Ижевского толком не было, они зашибали просто огромные деньги. Именно тогда и заработали самые ловкие крестьяне десятки тысяч рублей.
При этом оброк своему барину крестьяне платили без изменений, потому что ловкий приказчик Воронков, на вопросы Демидова как там развиваются дела с бондарным промыслом, отделывался общими словами, чтобы не дай Бог, хозяину не пришла в голову мысль о ревизии и оценке реальных сумм, которые можно поиметь с крестьян раскрутившегося села.

В итоге Демидов практически разорился. А мысли, что, наверное, его крестьяне на самом деле хорошо поднялись на бондарном промысле, появились у Демидова только тогда, когда уже шло обсуждение выкупа и он потребовал срочно собрать ему деньги на оплату его срочных долговых платежей. Барин, наверное, просто в шоке был, когда на его требование «собрать мне за три дня 150 тысяч рублей», его крестьяне собрали не 150 тысяч, а 200! Держи, мол, дорогой, ничего для тебя не жалко – только договор о выкупе подпиши.
Кстати, закончилось все не то, чтобы уж совсем хорошо.
Антон Воронков, уговоривший всех выкупиться на волю и вложивший больше всех денег, в итоге разорился и попал в долговую тюрьму. Во многом из-за того, что делал ставку на землю. А крестьяне Ижевского уже поняли, что местная земля им не очень нужна (земли в тех краях на самом деле не самые урожайные – Мещера рядом).
Прибыльное бондарное дело и дальше приносило заработки жителям Ижевского. Но уже не такие огромные, как по первому времени, когда они оказались чуть ли не монополистами на рынке бочкотары. В начале XX века ижевские крестьяне зарабатывали в сезон по 2-3 рубля в день, то есть по 60-90 рублей в месяц, что тоже было неплохо, так как на заводах тогда зарабатывали по 30-40 рублей. Но в первой половине XIX века заработки у бондарей из Ижевского были еще круче. Впрочем, это не помешало местным крестьянам строить шикарные по меркам окрестных сел кирпичные дома, покупать себе «пианины» и даже «рояли», в общем, шиковать на все заработанные, пока не пришла Советская власть.
Вот так и получилось, что Николай Иванович Демидов помог своим крестьянам найти «золотую» жилу, а сам даже толком и не заметил этого.
Свежие комментарии