На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости ТМ

85 подписчиков

Свежие комментарии

  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Нашим детям подарки ишакам из сразии квартиры и жил.сертификаты.В Екатеринбурге м...
  • Vitaly Arkhipov
    Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет.Водителей могут о...
  • Сергей
    Облить бензином и сжечь ВСЕХ ШЕСТЕРЫХ!!! Пора за мошенничество ввести вышку!!! Всякие колцентры, курьеры мошенников -...Свердловские борц...

Первая и единственная барышня в фирме Фаберже

Со старой фотографии смотрит барышня в красивом, модном платье. Еще бы оно было не модным, когда с этой фотографии на нас из дальнего далека смотрит единственная барышня, получившая работу в фирме самого Карла Фаберже – придворного ювелира Российской империи, фирма которого снабжала российскую знать и императорский дом ювелирными красотами, начиная от самых дорогих вещей и заканчивая относительно простыми градусниками и рамками для фотографий.

Барышню звали Альма Терезия Пиль. И так как она была родом из семьи потомственных ювелиров и в детстве проявила свои художественные таланты, ее судьба была в общем и целом предопределена – дочь пошла по стопам отца, дедушки, дядюшки, в общем, тоже оказалась вовлечена в ювелирное дело.

На дворе тогда стояло начало XX века, время суфражисток, эмансипации, борьбы за права женщин и так далее, и так далее. В Великом княжестве Финляндском женщинам даже дали избирательные права, а в сотне километров от Выборга, в столице огромной империи все еще обсуждали, правильно ли поступили, разрешив барышням учиться на всяких Высших женских курсах, не слишком ли много нигилисток в результате получается.

В основном барышням удавалось получить профессию учительницы. Можно было стать кассиром на кассе в универмаге («Человек из ресторана» Ивана Шмелева рассказывает нам о таком примере), телефонисткой, машинисткой. А вот дизайнером, да еще ювелирных изделий, да еще для высшей знати империи? Да еще и закончить училище Штиглица, а потом устроиться не куда-нибудь, а в фирму Фаберже! Конечно, помогло то, что покойный отец работал в этой фирме, а на тот момент, когда пришло время устраиваться на работу Альме Пиль, в фирме Фаберже важную роль играл ее дядя Альберт Хольстрем, возглавлявший одну из мастерских. Так что у Фаберже Альма Пиль оказалась, если уж честно, по протекции родственников.

Впрочем, протекция это хорошо. Но ювелирная работа требует таланта, если конечно, не заниматься чисто механической работой, чем поначалу барышня и занималась, перерисовывая в альбом эскизы ювелирных изделий.

Украшения для фирмы Нобеля
Украшения для фирмы Нобеля

Но потом ей несказанно повезло. Фаберже поручил молодой художнице нарисовать эскизы для корпоративных подарков фирмы Нобеля. Эта работа была тоже ответственная, но, в общем-то – типичная ювелирная «текучка» - сделать оригинальные корпоративные подарки. Так Альма Пиль придумала брошь в форме снежинки-льдинки. И идея, представленная на эскизе, очень понравилась Нобелю.

А потом, когда пришло время работы над пасхальными яйцами для царской семьи к Пасхе 1913 года, хозяин фирмы Карл Фаберже вспомнил об этой недавней работе Альмы и поручил ей поработать над дизайном яйца для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Собственно, если посмотреть на дизайн корпоративных подарков для фирмы Фаберже и на пасхальное яйцо «Зимнее», то можно увидеть схожесть рисунка. Более того, потом похожий рисунок можно увидеть на еще одном пасхальном яйце, которое в 1914 году фирма Фаберже изготовила по заказу фирмы Нобеля, так как он попросил сделать ему еще одну вещь «в морозном стиле».

В наше время почему-то принято говорить, что это «Зимнее» яйцо – одно из самых дорогих из пасхальных яиц Фаберже, сделала Альма Пиль. Это, мягко говоря, не так, точно также, как неправильно говорить и то, что эти ювелирные красоты делал Карл Фаберже. Альма Пиль эти яйца не делала. Она разрабатывала дизайн. И мы даже точно не знаем – одна ли она его разрабатывала или в компании с другими художниками фирмы. Точно известно, что Альма принимала активное и большое участие в работе над «Зимним» и «Мозаичным» яйцами. Но она работала дизайнером-художником, а не ювелиром.

А вообще оба яйца делала мастерская ее дяди Альберта Хольстрема. Альма же являлась участницей проектов. Собственно, именно поэтому и не стоит удивляться тому, что больше она ничего в ювелирном мире и не сделала. Потому что была в первую очередь не ювелиром, а художником.

После революции, когда фирма Фаберже оказалась ненужной новой власти, Альма оказалась в Финляндии. И больше ювелирным делом никогда не занималась, а просто работала обычной учительницей рисования в школе в поселке при бумажном комбинате, на котором работал ее муж. И никогда не вспоминала о своей работе в столице огромной империи в молодости. Ее альбомы с эскизами ювелирных изделий для фирмы Фаберже нашли в домашнем архиве родственники, уже когда самой Альмы не стало.

Ссылка на первоисточник
наверх