Со старой фотографии смотрит барышня в красивом, модном платье. Еще бы оно было не модным, когда с этой фотографии на нас из дальнего далека смотрит единственная барышня, получившая работу в фирме самого Карла Фаберже – придворного ювелира Российской империи, фирма которого снабжала российскую знать и императорский дом ювелирными красотами, начиная от самых дорогих вещей и заканчивая относительно простыми градусниками и рамками для фотографий.

Барышню звали Альма Терезия Пиль. И так как она была родом из семьи потомственных ювелиров и в детстве проявила свои художественные таланты, ее судьба была в общем и целом предопределена – дочь пошла по стопам отца, дедушки, дядюшки, в общем, тоже оказалась вовлечена в ювелирное дело.
На дворе тогда стояло начало XX века, время суфражисток, эмансипации, борьбы за права женщин и так далее, и так далее. В Великом княжестве Финляндском женщинам даже дали избирательные права, а в сотне километров от Выборга, в столице огромной империи все еще обсуждали, правильно ли поступили, разрешив барышням учиться на всяких Высших женских курсах, не слишком ли много нигилисток в результате получается.
В основном барышням удавалось получить профессию учительницы. Можно было стать кассиром на кассе в универмаге («Человек из ресторана» Ивана Шмелева рассказывает нам о таком примере), телефонисткой, машинисткой. А вот дизайнером, да еще ювелирных изделий, да еще для высшей знати империи? Да еще и закончить училище Штиглица, а потом устроиться не куда-нибудь, а в фирму Фаберже! Конечно, помогло то, что покойный отец работал в этой фирме, а на тот момент, когда пришло время устраиваться на работу Альме Пиль, в фирме Фаберже важную роль играл ее дядя Альберт Хольстрем, возглавлявший одну из мастерских. Так что у Фаберже Альма Пиль оказалась, если уж честно, по протекции родственников.
Впрочем, протекция это хорошо. Но ювелирная работа требует таланта, если конечно, не заниматься чисто механической работой, чем поначалу барышня и занималась, перерисовывая в альбом эскизы ювелирных изделий.

Но потом ей несказанно повезло. Фаберже поручил молодой художнице нарисовать эскизы для корпоративных подарков фирмы Нобеля. Эта работа была тоже ответственная, но, в общем-то – типичная ювелирная «текучка» - сделать оригинальные корпоративные подарки. Так Альма Пиль придумала брошь в форме снежинки-льдинки. И идея, представленная на эскизе, очень понравилась Нобелю.
А потом, когда пришло время работы над пасхальными яйцами для царской семьи к Пасхе 1913 года, хозяин фирмы Карл Фаберже вспомнил об этой недавней работе Альмы и поручил ей поработать над дизайном яйца для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Собственно, если посмотреть на дизайн корпоративных подарков для фирмы Фаберже и на пасхальное яйцо «Зимнее», то можно увидеть схожесть рисунка. Более того, потом похожий рисунок можно увидеть на еще одном пасхальном яйце, которое в 1914 году фирма Фаберже изготовила по заказу фирмы Нобеля, так как он попросил сделать ему еще одну вещь «в морозном стиле».

В наше время почему-то принято говорить, что это «Зимнее» яйцо – одно из самых дорогих из пасхальных яиц Фаберже, сделала Альма Пиль. Это, мягко говоря, не так, точно также, как неправильно говорить и то, что эти ювелирные красоты делал Карл Фаберже. Альма Пиль эти яйца не делала. Она разрабатывала дизайн. И мы даже точно не знаем – одна ли она его разрабатывала или в компании с другими художниками фирмы. Точно известно, что Альма принимала активное и большое участие в работе над «Зимним» и «Мозаичным» яйцами. Но она работала дизайнером-художником, а не ювелиром.

А вообще оба яйца делала мастерская ее дяди Альберта Хольстрема. Альма же являлась участницей проектов. Собственно, именно поэтому и не стоит удивляться тому, что больше она ничего в ювелирном мире и не сделала. Потому что была в первую очередь не ювелиром, а художником.
После революции, когда фирма Фаберже оказалась ненужной новой власти, Альма оказалась в Финляндии. И больше ювелирным делом никогда не занималась, а просто работала обычной учительницей рисования в школе в поселке при бумажном комбинате, на котором работал ее муж. И никогда не вспоминала о своей работе в столице огромной империи в молодости. Ее альбомы с эскизами ювелирных изделий для фирмы Фаберже нашли в домашнем архиве родственники, уже когда самой Альмы не стало.
Свежие комментарии