На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости ТМ

85 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    Засранец,за базар надо отвечать,где твои.ублюдок, факты?На СВО погиб 37-л...
  • Евгений Мальцев
    Русские гибнут на их место едут чурки безграмотныеНа СВО погиб 37-л...
  • Эльдар Алиев
    Вечная память Героям 🇷🇺🙏🙏🙏царство небесное 💐💐💐💐🙏🙏🙏На СВО погиб 37-л...

В чем состоит пост по учению святых отцов

«ТК» продолжает публиковать отрывки из книги «Маргаритъ» по просьбе Николая Сальникова. Он является старостой прихода кировградского храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. На этот раз речь пойдет о посте. О том, в чем именно состоит пост по учению святых отцов и какие есть способы приучения себя к нему.

«Пост, – определяет св. Лествичник, – есть принуждение естеству и отсечение услаждающего гортань (Сл. 14, №33). Надлежащий пост, по учению преп. Фалассия, есть то, когда едим мало, употребляем простую пищу и удаляемся человекоугодия. Постись до самого вечера, – узаконивает св. отец, – не пресыщайся потом, чтоб не созидать опять того, что разрушаешь. Не пей вина, но не пресыщайся и водою, иначе тоже вещество доставляешь блуду» (Христ. чтен. 1822 г., ч. 6, стр. 291).

Из этого открывается, что пост в деятельном благочестии есть непрерывное, никогда неослабное, но постепенное и благоразумное умерщвление самых вопиющих потребностей нашего бренного естества!

Чтобы благочестивый христианин приучил себя к такому непрерывному посту, для этого св. отцы – подвижники предлагают следующие способы:

1. Наблюдать благоразумную постепенность в выборе и в количестве снедей. «Когда душа наша вожделевает разных снедей, – рассуждает св. Лествичник, – тогда требует она свойственного естеству. Поэтому против ухищренного врага употребим и мы хитрость; в противном случае предстоит нам самая тяжкая брань, или падение.

Будем устранять от себя сперва утучняющие, потом разжигающие, а после уже и услаждающие снеди. Если можно, – давай чреву своему пищу сытую и удобоваримую, чтобы насыщением удовлетворить ненасытной его алчности, а при скором переваривании, как от бича избавиться нам от разжения.

Если обратим внимание, то найдем, что большая часть снедей, надмевающих чрево, возбуждает в теле сильнейшие движения» (Сл. 14, №12). «За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись», – советует наш отечественный подвижник, затворник Серафим (См. сказание о жизни его, стр. 88). «Принимать пищу можно и дважды в день, – дозволяет Великий Варсануфий – вкушай её благочинно и со страхом Божьим, и – без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похоти, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и питья чувствовать позыв на пищу» (В отв. 508). Это довольство без излишества – начало святого поста.

2. Сообразовать пост с телесными силами. «Воздержание для каждого должно быть определяемо по его телесной силе, – узаконивает Василий Великий, – чтобы не останавливаться на том, что ниже силы, какая есть в человеке, и не простираться до того, что выше силы» (Твор. св. отц. 1847г, гл. 4, стр. 397).

Если, получив достаточную пищу, тело не может послужить «в трудах благочестия, – говорит преп. Иоанн Провидец, – а не напитав его, боишься немощи, то держись среднего, не восходя слишком высоко, и не спускаясь слишком низко, и исполнится Писание, которое говорить: не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч.4:27).

Давай телу несколько менее против требования его: ибо путь отеческий состоит в том, чтобы вообще в пребывании своем не отягощаться ни питием, ни пищей» (Варсонуф. В. в отв. 139).

«Делить по силе своей», – объясняет вообще Великий Варсануфий, – значит употреблять нисколько менее надлежащего и пищи, и пития, и сна» (В отв. 84). Но насколько именно должно сокращать прием обыкновенной пищи? И это определяет преп. Иоанн Провидец: «Всякий должен определить себе меру как в вареной пище, так в вине и вообще в питии, например: если кто-нибудь постоянно пьет воды по три чаши в день и ест по одной литре (3/4 фунта) хлеба, то должен из трех чаш отказать себе в половине одной, и в пище также, вместо целой литры, употребить литру без одной унции» (В отв.83). Так приучался к посту блаж. Досифей, именно: сократив обыкновенный очень достаточный прием пищи восьмою долею, а пития – шестою, он употреблял эту сокращенную порцию до тех пор, пока привыкал к ней и находил себя совершенно довольным оною; потом опять сокращал в прежней пропорции, и – привыкал; пока наконец остановился на 1/4 фунта хлеба (См. предисловие в поучении преп. Дорофея).

3. Усиливать обычное воздержание, при возбуждении плотских страстей. «Когда страсть высится, – преп. Ефрем, – тогда да будет усилен божественный глад, т. е. пост; но да соразмеряется оный с силами объемлемого страстью: потому что такую страсть исцелит только продолжительный труд» (Твор. св. отц. 1850г, стр. 140). «Когда борет тебя страсть чревоугодия, – предостерегает преп. Иоанн Провидец, – то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует» (Варсонуф. В. в отв.499). Именно: «когда чувствуешь брань, должен уменьшить количество пищи на одну унцию, и в питии также ограничить себя» (В отв. 85).

4. Избегать чрезмерного расслабляющего поста, – даже во время плотской брани. «Остерегайся, – предостерегает преп. Исаак, – чтобы не изнемогло слишком тело твое, и от того не усилилось против тебя нерадение, и не охладило душу твою. Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое. В то время, когда насыщаешься, остерегайся давать себе и в малом свободу. Да будет целомудренно сидение твое во время удовлетворения потребностей. Наипаче же, во время сна своего будь целомудрен и чист, и строго наблюдай не только за помыслами, но и за членами своими» (В сл. 40, стр. 208).

«До крайности простертый пост, и пресыщение пищей предосудительны, – говорить преп. Ефрем; – потому что и далеко простертое воздержание, и наполнение себя пищей одинаково худы. Посему должно в меру все срастворять, чтобы совершенно неумеренностью не поколебать ревности. В плотском воспламенении не всякое движение происходит от злокозненности демона; но бывает иногда, что при крайнем воздержании происходит движение, когда сухие и горячие дыхания возбуждают естество; так признано искуснейшими испытателями естества. Посему должно в меру срастворять тело принятием пищи, чтобы при совершенной неумеренности подвижнику не терпеть насилий от движений плоти» (Твор. св. отц. 1850г, стр. 142).

«Коварные демоны, – уверяет преп. Исидор Пелусиот, – внушают не только чревоугодие, но и чрезмерные посты: ибо они знают, что ненасыщенный или падет в гордость от мысли, что он совершеннее сподвижников своих, или так расслабнет телом, что будет бесполезен и для себя, и для других; и когда болезнь от времени усилится, то отпадет от веры, предастся отчаянию и начнет богохульствовать» (Христ. чтен. 1844 г., ч.1, стр. 37).

Продолжение следует…

Использованы материалы сайта Азбука.ру  

Необходимость и значение поста в деятельном христианском благочестии

Гибельные следствия чревоугодия в нравственном отношении

 

Вступайте в наши группы, будьте в курсе событий:

ВКонтакте

Одноклассники

Подписывайтесь на наш канал в телеграмм https://t.me/tksminews

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх