У Анны Бретонской никогда даже близко не было возможности выбрать себе спутника жизни по сердцу и зову души. Она, как наследница небольшого, но важного герцогства Бретань, должна была выйти замуж за того, кто сохранит и приумножит ее владения. Поэтому свое сердце она отдала родной Бретани, все равно личным пришлось пожертвовать ради государственного.

Изначально планировалось, что мужа Анне выберут из недругов французского короля, так как иначе сохранить независимость герцогства не получится. Но жизнь распорядилась иначе. Отец неудачно упал с коня, когда Анне исполнилось всего 11 лет. И девочка стала герцогиней, а с подходящими женихами не получилось. Точнее, вроде бы как все сложилось - Анна даже успела выйти замуж за Максимилиана Габсбурга. Но сделала это только по доверенности и муж не пришел на помощь своей молодой жене в самую нужную минуту, когда злые французы стояли под стенами ее замков. Не смог или не захотел из-за политики - это другой вопрос. Главное, что рядом его не оказалось.

Французы победили, после чего заявили, что свадьба Анны с Максимилианом недействительна, потому что он немец, старый и вообще у них есть жених лучше - французский король, который молод, силен, отважен и готов жениться не по доверенности, а прямо сейчас и лучше с ним не спорить.
Поэтому 14-летняя Анна поехала к новому мужу. Но при этом демонстративно приказала взять с собой две кровати, показывая, что она никогда не ляжет в постель с человеком, за которого ее заставили выйти замуж насильно. Представляете, ей ведь было всего 14 лет, а надо было принимать решения за все герцогство, как сохранить его независимость, в условиях, когда это почти невозможно. И заодно со своей судьбой определяться.
Конечно, никогда не стоит говорить «никогда». Две кровати не пригодились. Анна прожила замужем за французским королем Карлом 7 лет. За это время была беременна 7 раз, ни один ребенок не выжил. Такое невезение с детьми сблизило короля и королеву. Они, в конце концов, нашли общий язык, хотя Анна, по большому счету, продолжала оставаться на положении очень титулованной пленницы, хоть ее и короновали коронами Франции и завоеванного мужем Неаполя.
Лучше бы, конечно, мужу подумать о том, что может быть проблема в том, что жена в 15-16-17 лет непрерывно беременна, ведь это не добавляет здоровья ни ей, ни детям. Но тогда об этом не сильно задумывались и не все, так как обязанность королевы продолжить род, а ее собственное здоровье - это уже как получится.
Когда ее муж Карл с разбега так влетел головой в низкий дверной косяк, что отправился на небеса, Анна первым делом, буквально через два дня после столь неожиданного жизненного поворота, восстановила старую систему управления в родном герцогства и свою личную власть над Бретанью.
По договору с Францией у нее не имелось выбора за кого выходить замуж в случае, если она стала вдовой - это обязательно должен был быть французский король. Вот только новый король, родственник ее мужа, недавний герцог Орлеанский, на тот момент был женат. Поэтому он получил от Анны условие: или разведется за год, или герцогиня Бретани считает себя свободной от обязательств. По тем временам год на развод даже для короля - это примерно как сейчас потребовать развестись «прямо завтра». Но новый король постарался, уж больно высока была ставка.
Впрочем, с новым мужем у Анны отношения были куда как лучше, чем с предыдущим. Он одно время числился одним из кандидатов в женихи юной Анны. Он не вел ее к венцу, угрожая мечом, а наоборот, согласился с тем, что его жена вольна сама принимать решения в своем родном герцогстве. Потому что «король Франции не помнит обид герцога Орлеанского» - Людовик по прозвищу "Отец народа" прекрасно понимал, что можно добиваться куда большего не силой и мечом, а переговорами и договорами.
Герцогство так и не вырвалось из французских пут, Анна Бретонская стала его последней независимой правительницей, хоть формально Бретань присоединили к Франции только через много лет после того как ее не стало, уже при Генрихе II.

Как и положено дважды французской королеве, ее тело поместили в Сен-Дени, где она потом и покоилась рядом со вторым мужем.
Но сердце Анны Бретонской поместили в золотой реликварий и отвезли в ее столицу Нант, туда, где ему самое место:
«В этом маленьком сосуде из чистого золота покоится величайшее сердце, которого ни у одной дамы на свете не бывало. Ее имя было Анна - дважды Королева Франции, Герцогиня бретонцев, царственная и самовластная».
Свежие комментарии