Американцы прозвали пассажирский самолет Як-40 словом «Codling», что можно перевести как «мелкая треска». Советские пилоты награждали 40-ый куда более презрительными прозвищами, самым известным из которых было «Окурок». Пренебрежительное отношение этот крошечный Як заслужил благодаря одному серьезному недостатку.
И хотя пилоты данную машину не слишком жалуют, у большинства пассажиров об «Окурке» только положительные воспоминания.

В 1960 году Совет Министров СССР распорядился о необходимости замены устаревающих ближнемагистральных пассажирско-транспортных самолетов Ил-12 и Ил-14. Спустя 4 года в ОКБ Яковлева была представлена новая машина. В 1964 свет увидел самолет Як-40, который стал первым 3-двигательным турбореактивным пассажирским самолетом III класса. Предназначался «Окурок» для эксплуатации на местных (региональных) авиалиниях. В эксплуатацию новый борт пошел в 1966. Собирали машины на Саратовском авиационном заводе с 1966 по 1981 год. За это время было произведено 1 012 единиц. При этом несмотря на солидный возраст, Як-40 используется по сей день.

Хотя у всех моделей Як-40 есть один серьезный недостаток, для своего времени это была весьма успешная машина. В зависимости от варианта компоновки в салоне самолета может поместиться от 27 до 40 пассажиров. Максимальная взлетная масса 40-го составляет 17.2 тонны при массе пустого самолета 9.85 тонны. Крейсерская скорость машины составляет 510 км/ч. Большинство людей, летавших на Як-40, оставляют о полете положительный отзыв. Если на что-то и жалуются граждане, так это на некоторую стесненность на борту.

Главным же недостатком Як-40 всегда был расход горючего. Для самолета его класса он достаточно высок. С другой стороны, для 1960-х годов Як-40 не сильно отличается по этому параметру от иностранных машин своего класса. При тяге 1 120 кгс расход топлива составлял 0.836 кг/кгс.ч. При этом у какого-нибудь американского JT-15D4 имел тягу 1 480 кгс и расход топлива 0.85 кг/кгс.ч. Помимо этого в Европе самолет ругали за высокую шумность. Однако, в свое время их даже хотели купить в ФРГ, но помешал нефтяной кризис и резко возросшие цены на все виды горючего.

Читать далее →
Свежие комментарии