Смотришь на эту картину с представительной купчихой и удивляешься, насколько же все дорого-богато: и купчиха, прямо как с картины Рубенса, пышная со всех сторон, пьет чай со знанием дела, чувством и расстановкой. И на столе чего только нет. И кот весь из себя классный. Но на самом деле этого всего нет.
И не было. Это мечта. Мираж. Воспоминание о былой жизни…
Для начала надо сразу сказать, что Кустодиев написал свою пышную купчиху со столом с разными вкусностями в 1918 году в холодном и голодном Петрограде. В то время, когда бывшие буржуи вроде купчихи с картины получали от самой справедливой власти в качестве пайка по 11 селедок в месяц. Да и товарищи были рады осьмушке хлеба, больше напоминающего суррогат. Осьмушка – это чуть более 50 граммов.
В апреле 1919 года эту картину выставили в Зимнем дворце на «Первой свободной выставке произведений искусства». И хотя там в основном выставили работы с рабочими, красногвардейцами и матросами, «Купчиха» занимала одно из центральных мест выставки и очень интересовала публику. Уже тогда начали говорить, что это Кустодиев так с юмором показал старый быт. Может быть, это и было карикатурно, современники этот момент считывали все-таки лучше нас, потому что больше были погружены в контекст. Но вообще юмор, если он и был – больше трагический. Потому что в 1919 году в Петрограде было совсем не весело – ни с едой, ни с теплом, ни с чем, кроме пламенных митингов.
А тому же Кустодиеву вообще было не юмора – он на тот момент уже не очень мог двигаться, находился в инвалидном кресле. Хозяйством занималась жена, вплоть до колки дров – надо же кому-то их колоть. Она же привела художнику и натурщицу для работы над этой картиной. Тем более, что искать ее было не так уж сложно, 18-летняя Галя Адеркас, студентка медицинского института, жила буквально в том же самом подъезде, на пару этажей выше.

И тут важно отметить, что в реальной жизни Галя Адеркас совсем не была такой откровенно пухлой барышней. Нет, она не была худышкой, как нам подсказывает сохранившийся эскиз, на котором изображена барышня, скажем так, поменьше и постройнее. Впрочем, тут сказался стиль Кустодиева, который на своих картинах всегда изображал пышнотелых женщин, прямо говоря, что «Худые женщины на творчество не вдохновляют».
Так что на самом деле героиня картины была совсем не такой пышно-представительной. Она наоборот была молодой и энергичной. Медицинский институт Галина бросила, не доучившись. Причина заключалась в том, что во время учебы она нашла себя в музыке и уехал поступать в музыкальное училище в Москву. Там вышла замуж за профессора и музыканта Сергея Богуславского. И хотя Галина была «из бывших», ей нашлось место и на Всесоюзном радио, и в труппе Московского театра камерной оперы. Следы ее теряются на советских просторах, но в недавнем номере журнала «Родины» появилась статья Владимира Перепеченко, в которой сообщается, что в мае 1940 года Галине Адеркас объявили благодарность «За тщательную подготовку полноценной художественной программы к исторической дате – 100-летию со дня рождения Чайковского».

А «Купчиха» раздергана с тех пор на цитаты на открытках, в кино, мемах и даже на юбилейных монетах. Сам Кустодиев сделал похожее повторение через несколько лет, создав «Купчиху, пьющую чай». В «Женитьбе Бальзаминова» Нонна Мордюкова повторяла образ знаменитой купчихи с картины в роли Белотеловой. А сама картина занимает свое законное место в Русском музее.
Свежие комментарии